INVITRO
Медицинские анализы

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

image

Месяц первый

Для новорожденного мальчика или девочки первый месяц самый трудный. Малыш попадает в совершенно новую непривычную среду. Он учится дышать, перестраивается пищеварительная система. Начинают формироваться зрение и слух.

Главная задача родителей – постараться создать ребенку самые комфортные условия с самой первой недели его жизни. Он прекрасно чувствует состояние матери, поэтому старайтесь не нервничать и не кричать, а дарить в этот месяц своему мальчику или девочке больше любви, заботы и ласки.

Воспитание с первого месяца до одного года состоит из ухода за новорожденным и игре с ним. Яркая, не очень громкая, адаптированная (0+) для ребенка возраста одного месяца погремушка – первая игрушка малыша. Он начинает поворачивать голову в сторону шума и искать глазами яркое пятно. Развивается цветовое зрение. Двигая погремушкой перед глазами крохи, учим его фиксировать взгляд.

Для развития слуха, кроме погремушки, нужно ласково разговаривать с малышом, что-нибудь негромко напевать.

Все детки разные. Правильно выбранный для каждого метод кормления поможет избежать многих проблем с пищеварением и психическим состоянием ребенка.

Как следует ухаживать за месячным ребенком,

обычно рассказывает и показывает патронажная сестра и врач педиатр, которые обязаны посещать новорожденных с первого дня выписки из роддома.

Уход за новорожденным ребенком включает в себя:

  • Чистка ушей и носика, умывание, обработка пупка, подстригание ногтей, купание и подмывание. Нужно обратить внимание на то, что интимная гигиена мальчиков и девочек имеет некоторые отличия. В процессе подмывания девочек все движения выполняются от лобка в направлении копчика, а не наоборот.
  • Новорожденным обязательно делают массаж и легкую зарядку. Массаж помогает быстрее снизить тонус мышц, расслабить ручки и ножки.
  • В первый месяц нужно определить, когда малыш хочет, есть, спит и бодрствует. Тогда установление режима происходит без стресса, само собой. Важно понимать, что режим устанавливается не мамой, а самим ребёнком.

Вальдорфская школа

Педагогика равных возможностей, а именно так называют эту методику, возникла как часть антропософии – науки, разработанной Рудольфом Штайнером в начале XX века. В местечке Вальдорф при табачной фабрике ученый открыл первую школу для детей сотрудников.

Вальдорфская методика огромное внимание уделяет народной культуре и всем видам художественной деятельности. Дети в детском саду поют, танцуют, слушают сказки, участвуют в театрализованных представлениях, изготавливают куклы.

image

Кроме того, вальдорфская педагогика не одобряет раннее развитие. Вот несколько любопытных ограничений:

  • запрет на преждевременное (до 7 лет) обучение и интеллектуальные нагрузки. Малыши должны играть, как можно дольше оставаясь в своем сказочном мире;
  • отказ от телевидения, компьютеров – дети быстро впадают в зависимость от техники, которая разрушает их духовность и душевность;
  • нельзя оценивать детские поступки, иначе ребенок будет действовать под внешним давлением педагогов и родителей, ожидая похвалы или осуждения.

Вальдорфская система имеет и существенные недостатки: во-первых, воспитатели упускают время, когда малыш может с легкостью научиться грамоте, во-вторых, дети с трудом адаптируются к обычным садикам и школам.

Месяц второй

Поведение ребенка зависит от принципов, по которым живет его семья. Жизнь в семье не должна быть построена вокруг его капризов. Иначе он вырастет эгоистом. Но не слушайте советов: «Ребенок орет – разрабатывает легкие».

Если ребенок постоянно капризничает в 2 месяца, значит, его что-то беспокоит. Если малыша только что покормили, а он плачет, не стоит спешить его снова кормить. Попробуйте выяснить причины плача. Возможно, просто надо сменить подгузник.

В воспитании малыша с первых дней до исполнения ему одного года именно второй месяц очень важен в формировании эмоциональной сферы. Если ребенок недополучил в это время материнского тепла и ласки, у него будут проблемы в дальнейшем с адаптацией в обществе. Могут развиться фобии и неврозы.

Часто родители не понимают, почему по вечерам уже 2-й месяц плачет их мальчик или становится капризной девочка. Вечерний плач помогает некоторым деткам избавиться от накопившегося за день напряжения. Обязательно нужно успокоить его: похлопать по спинке, взять на руки, покачать. Если это не помогает – покормить малыша. Не волнуйтесь. Это закончится к началу четвертого месяца.

Ребенок второго месяца жизни больше бодрствует. Определяет источник звука. Расширяется поле зрения. Реагирует на знакомые лица и предметы настоящей улыбкой, пытается поворачивать голову. Пора вводить новые игрушки и игры с малышом. Подвесьте над кроваткой модуль или карусель. Ходите около кроватки, звеня погремушкой или колокольчиком. Носите его по квартире, показывая различные предметы и называя их имена. Это развивает любознательность.

У двухмесячного малыша происходит процесс запечатления знакомого лица. Он с удовольствием рассматривает фотографии мамы и папы.

Хорошо к гимнастике и ежедневной зарядке добавить для двухмесячного ребенка упражнения на большом мяче. Они помогут развивать чувство равновесия.

Месяц третий

Ребенок все больше интересуется окружающими предметами. Старается поднять головку в положении на животике. Умеет брать и сжимать в кулаке игрушки. Активно выражает эмоции. Внимательно рассматривает яркие предметы. В речи появляется больше согласных звуков.

Воспитание новорожденного ребенка в первые три месяца в основном затрагивает сферу ощущений. Моторика движений развивается гораздо медленнее.

Развлечь трехмесячного кроху, развивать мелкую моторику ребенка и координацию помогает специальный «развивающий» коврик. Яркой расцветки, приятный на ощупь, с шуршащими вставками и пушистыми дугами, к которым подвешены игрушки.

Стараясь дотянуться до игрушки или яркой картинки, малыш физически развивается. Ощупывая различные предметы, развивает мелкую моторику, которая помогает укреплению нервной системы. Влияет на ассоциативную памяти и речь.

В это время с большим вниманием прислушивается к маминым песенкам, мелодичным звукам. Для развития слуха в день можно несколько раз включать звукозаписи со спокойной музыкой.

Различные игры

Современные методики воспитания детей школьного возраста предполагают применение различных игр с воспитательными и образовательными целями. Некоторые консервативные родители считают, что игры могут быть только домашними или уличными, но в настоящее время создано много виртуальных проектов, также направленных на развитие малолетних. Правильно определив среди всего многообразия, что подходит конкретному ребенку, заинтересовав его в игре, тем самым родитель ускоряет развитие мелкой моторики. Малыш быстрее обучится мыслить логически, выискивая причинно-следственные связи. Кроме того, современные игры положительно влияют на творческие способности, обучают играющего фантазировать. Одновременно родители получают некоторый период сравнительно свободного времени. Конечно, присматривать за ребенком все равно нужно, но не так зорко, как за скучающим и ничем не занятым несовершеннолетним.

Некоторые родители, испробовавшие на практике описанную теорию (методику воспитания детей), жаловались на агрессивное влияние виртуальных игр на подрастающее поколение. Ученые вынуждены были организовать специальные исследования, дабы подтвердить или опровергнуть высказанные обывателями предположения. Некоторые посчитали, что игры делают детей агрессивными, другие доказывали, что такие проекты изменяют восприятие реальности, искажают картинку мира, имеющуюся у ребенка в голове. Однако тесты, организованные в соответствии с правилами научного эксперимента, не подтвердили такие идеи и предположения. Хотя, конечно, это не распространяется на сцены насилия. Их, равно как и кровавые картины, детям, особенно малолетним, показывать нельзя. Такие изображения исключительно плохо отражаются на психическом здоровье не только малышей, но подростков и даже взрослых людей.

Четвертый месяц

Итак, наступил четвертый месяц после рождения малыша. Каждая мама с облегчением наблюдает положительные изменения в работе пищеварительной системы, а это означает, что позади период, когда ребенок постоянно, круглосуточно плачет из-за кишечных колик. Налаживается режим дня, улучшается ночной сон.

Наблюдая за младенцем, отмечаем следующее

:

  • уверенно держит голову, лежа на животике, опираясь на предплечье,
  • внимательно следит за игрушкой,
  • тянется рукой за удаляющейся игрушкой,
  • удерживает кольцо, крепко сжимая пальцы,
  • легко улыбается близким и незнакомым людям.

Начиная с четырех месяцев, ребенок активно учится управлять руками, очень восприимчив к выпуклым и объемным предметам, готов избирательно схватить очки бабушки или бант сестры.

Наступает период экспериментов и открытий. Заметив яркий предмет, проявляет желание дотронуться до него. Таким образом малыш выясняет соотношение между зрительным восприятием и тактильным. Важно предложить ему правильные игрушки, которые будут стимулировать развитие.

Советы по выбору игрушек

:

  • они должны быть из экологических материалов, достаточно большими, чтобы малыш не смог проглотить,
  • желательно, чтобы это были бубенчики, мягкие тканевые шары, разноцветные кольца, а также фигурки рыбок, бабочек, птичек и т.п.
  • эмоционально воспринимаются детьми мобили с различными подвесками. Нужно их прочно закреплять на такой высоте, чтобы можно было малышу дотянуться до них руками и чуть позже ножками.

Методика Сесиль Лупан

Автор метода – не учитель, не врач, а любящая мама, которая обобщила собственный педагогический опыт для других родителей. Сесиль Лупан – бельгийская актриса, посвятившая себя воспитанию двух дочерей. Она переработала, дополнила и расширила методику Глена Домана, включив упражнения по плаванию, программы по обучению малышей географии, истории, рисованию, музыке и прочим областям знаний.

Советы автора:

  1. Сочетайте слуховые, зрительные и тактильные сигналы. Для этого разговаривайте с ребенком, давайте ему трогать различные на ощупь предметы.
  2. Завершайте каждое занятие тем, что крохе больше всего нравится и что у него лучше всего получается.
  3. Прекращайте игру раньше, чем малыш устанет.
  4. Занимайтесь с самого рождения.

Явных минусов у этого метода нет. Единственный недостаток – маме придется тратить очень много времени на занятия и упражнения, без помощников реализовать задуманное не получится.

Пять месяцев

Именно в младенчестве предполагается активная работа взрослых по формированию речи. Ребенку важно слышать правильную речь взрослых. Пусть станет традицией прослушивание классической музыки, чтение стишков, пение мамы или бабушки колыбельных. Можно пропевать различные потешки на понравившийся малышу мотив.

Ребенок тонко чувствует интонацию, не понимая слов, улавливает смысл обращения и эмоцию. Малыш может продолжительное время забавлять себя и домашних гулением. Наблюдая за губами взрослого, пытается произносить гласные звуки.

Моторика пятого месяца развития малыша представлена следующими достижениями

:

  • уверенно поднимает не только голову, но и плечи,
  • может недолго сидеть, опираясь на поставленные спереди руки,
  • пытается перекладывать игрушку из одной руки в другую,
  • учится держать бутылочку руками.

Малыш учится привлекать окружающих, издавая призывные звуки. Изменяются эмоции. Хнычет, если, испытывает дискомфорт, вызванный страхом от громкого звука или строгой интонации в голосе, изменением температуры тела. Может проявлять даже гнев, если, например, забрали игрушку.

В этот период увеличиваются периоды бодрствования, ребенок учится занимать себя новыми видами деятельности: следит за передвижением предметов в пространстве, делит людей на знакомых и неизвестных. «Речь» обогащается согласными – «б», «м» «п», «д».

Малыш знакомится с новыми для него предметами: ложкой, кружкой, тарелкой.

«Музыкальная» методика Железновых

«Музыка с мамой» – именно так называется цикл занятий для раннего музыкального воспитания, разработанный отцом и дочерью Железновыми. В программу входят упражнения по развитию моторики, речи, тактильных ощущений и музыкального слуха.

По мнению авторов, музыка должна сопровождать все виды деятельности ребенка:

  • подвижные игры;
  • пальчиковую гимнастику;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • зарядку и массаж.

Приступать к упражнениям можно уже с первых недель жизни младенца. Мамы занимаются по этой методике дома (приобретя аудио- и видеоуроки) или с педагогом в небольших группах.

Минусов у метода Железновых нет, ведь всем известно о позитивной роли музыки и пения в развитии ребенка.

Шесть месяцев

В этот период наблюдаем очень важное достижение – ОН начинает ПОЛЗАТЬ. В это время желательно выделить место в комнате, обеспечить его безопасность, застелить место игр развивающим ковриком с комплектом игрушек и предложить маленькому открывателю свободу действия.

Рекомендации по использованию этого комплексного игрового пространства:

  • необходимо иметь несколько наборов подвесных игрушек и менять их не реже 1 раза в 5-6 дней,
  • набор игрушек, расположенных рядом, должен состоять из изделий разных по цвету, фактуре, звуковому сопровождению,
  • важно наличие возможности игрушки не только тянуть, но и крутить, толкать
  • обязательно должно быть зеркальце,
  • привязывать к дугам коврика можно колокольчики, погремушки, кольца, любимые прорезыватели для зубов и т.п.

Малыш с любопытством будет ощупывать каждый предмет, принимать тактильные, слуховые, зрительные стимуляции.

Прикорм ребенка должен проводиться с использованием второй ложки, которой он самостоятельно будет пытаться донести еду из тарелки в рот. Использование ложки для приема пищи – это важный этап развития.

Воспитание и развитие ребенка в 6 месяцев предполагает привитие навыков опрятности. Малыш должен учиться есть аккуратно. Нужно умывать и менять одежду после кормления, если он испачкался, вытирать рот салфеткой.

В период с 3 до 6 месяцев продолжается развитие эмоционального общения. Говорите малышу о своей любви к нему, обнимайте и целуйте. Пусть добрые эмоции будут основой будущих доверительных отношений между родителями и ребенком.

Методика Марии Монтессори

В начале XX века первая в Италии женщина-доктор разработала инновационную систему для обучения умственно неполноценных детей. После получения хороших результатов Монтессори перенесла метод на здоровых ребятишек.

Методика Монтессори состоит из трех важнейших компонентов:

  • ребенок (главный составляющая педагогики);
  • учитель;
  • окружающая среда.

«Помоги мне это сделать самому» – пожалуй, основной тезис всей педагогической концепции. Отсюда и три ведущих принципа: самообучение, саморазвитие и самовоспитание. Важно не принуждать малыша, а увлечь его, не растить гения, а выявить его возможности.

Плюсы методики неоспоримы: идет развитие логического и аналитического мышления, дети в непринужденной форме приучаются к порядку, учатся счету, письму и чтению.

Нельзя не затронуть и спорные положения методики. Ее минусы таковы:

  • мало внимания уделяется детскому творчеству;
  • автор отрицает позитивное влияние сказок, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
  • метод не подходит непоседливым и замкнутым детям.

Семь месяцев

В период с 7 до 9 месяцев ребенок развивается настолько активно, что родители могут замечать изменения практически каждый день. Это уже не тот малыш, который только спал, ел и плакал. К семи месяцам ребенок начинает больше двигаться, пробовать новую пищу, а также осваивать новые умения. Родителям к воспитанию ребенка в 7 месяцев следует относится индивидуально.

Не стоит сравнивать своего ребенка с другими и переживать. Некоторые дети к 9 месяцам уже начинают делать первые шаги, а некоторые в 8 месяцев только научились самостоятельно садиться. В случае возникновения сомнений в правильности развития ребенка, лучше всего обращаться к педиатру или неврологу.

Что умеет ребенок в 7-9 месяцев

  • К 7 месяцам у ребенка уже полностью развито зрение и слух. Малыш может четко видеть предметы, которые двигаются быстро, начинает узнавать родных, удивляться при виде незнакомых ранее предметов. Малыш уже хорошо реагирует на негромкие звуки, понимает, когда к нему обращаются;
  • Мышцы ребенка становятся более крепкими, он уже может уверенно сидеть и ползать. Однако не все дети ползают, некоторые перескакивают этот этап и сразу начинают ходить. В возрасте 8-9 месяцев большинство детей могут вставать у опоры и делать шаги вдоль нее;
  • У большинства детей к 7 месяцам появляются первые зубы, а к 9 месяцам их становится больше. Однако родителям не следует беспокоиться, если к 8-9 месяцам у ребенка еще не появился первый зуб, отсутствие зубов до года считается нормой;
  • Ребенок уже хорошо контролирует движение своих ручек и ножек, понимает, что с их помощью можно дотянуться и взять нужный предмет. Малыш может удерживать в руках игрушки различной формы, перекладывать предметы, подолгу изучать их, открывать и закрывать, осознанно бросать на пол;
  • В возрасте 7-9 месяцев у ребенка активно развивается речь, он уже пытается общаться с родителями при помощи органов речи. Малыш учится произносить звуки и отдельные слоги, менять интонацию, лепет становится более выразительным;
  • Ребенок в 7-9 месяцев различает, когда его хвалят, а когда ругают, отлично знает свое имя и имена близких. Во время игры малыш уже понимает, что спрятанная вещь не исчезла, а просто не видна ему. В этот период ребенок наиболее привязан к маме, а незнакомых людей начинает бояться;
  • К 7 месяцам, как правило, ребенок пробует новую пищу. Он уже сам открывает рот во время еды, губами снимает пищу с ложки, а бутылочку или поильник может держать самостоятельно. Если бутылочка падает и находится в зоне досягаемости ребенка, он может самостоятельно ее поднять.

Восемь месяцев

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком, существуют моменты, которые должны насторожить родителей и стать поводом для обращения к педиатру или неврологу:

  1. Ребенок к 7 месяцам не научился переворачиваться.
  2. Не следит взглядом за двигающимися предметом.
  3. Не изучает предметы при помощи рта.
  4. Не проявляет никаких эмоций при общении с родителями.
  5. Ребенок не сидит сам и не пробует сесть.
  6. Не произносит слоги.

Для того, чтобы ребенок развивался полноценно, в 7-9 месяцев ему необходимо свободное пространство для передвижения. Лучше всего, если родители организуют для малыша безопасное пространство на полу, а вот манеж лучше использовать по минимуму. С пола необходимо убрать все, что может представлять опасность для ребенка, а также ценные предметы, которые малыш может повредить.

Макаренко о воспитании детей

На трудах советского педагога А.С. Макаренко о воспитании детей долгое время базировались основные методики воспитания в бывшем Советском Союзе.

Макаренко считается основоположником Марксистско-ленинской педагогики, целью которой было коммунистическое воспитание развитых всесторонне строителей коммунизма. По мнению Макаренко, необходимо воспитывать патриотов, преданных социалистической Родине, людей образованных, квалифицированных, обладающих чувством чести и долга, дисциплинированных, бодрых, стойких, жизнерадостных, обладающих организационными навыками, с чувством собственного достоинства.

Основные положения Макаренко о воспитании детей в семье:

  • Семья обязательно должна быть полной;
  • Отношения между отцом, матерью и детьми должны быть дружные, основанные на уважении и любви;
  • Обязательно наличие четкого режима и трудовой деятельности;
  • Участие детей в семейном хозяйстве с целью формирования у них коллективизма, честности, бережливости, заботливости, ответственности;
  • Необходимо уделять внимание образованию и эстетическому воспитанию детей для формирования всесторонне развитой личности;
  • Родители должны осознавать свою ответственность перед государством за воспитание детей.

Несмотря на спорность методики, при изучении трудов Макаренко можно извлечь много полезных уроков, важных в процессе современного воспитания детей.

Девять месяцев

Чтобы ребенок активно передвигался, следует разместить интересующие его игрушки и предметы в разных частях комнаты. Ну и конечно, ребенку в любом возрасте необходимо внимание и забота родителей, здоровое питание. Проводя время вместе с ребенком, родители могут наблюдать, как их малыш развивается и приобретает новые умения.

Каждая мамочка старается уделить своему ребенку как можно больше внимания, особенно в его первые годы жизни. Однако большое количество времени они отдают составлению рациона крохи, выбору одежды и тщательному уходу за ребенком, при этом совершенно забывая о воспитании. Тем не менее именно в раннем возрасте закладываются основы поведения ребенка, формируется его характер и некоторые привычки. Так почему же мамы считают, что начало воспитания нужно откладывать до двух или трех лет? Попробуем опровергнуть данное мнение и уберечь многих молодых мам от ошибочных действий.

Общая информация

Представленные разными авторами методики воспитания ребенка имеют определенные плюсы, но не обошлось и без недостатков. Сами создатели обычно замалчивают минусы, и для непрофессионала непросто сориентироваться в этом вопросе. Иные настолько увлечены рекламой своей системы, попыткой подогнать ее положения под ожидания общественности, что просто забывают о том, ради чего создавали метод. Наиболее известные подходы из практикуемых в настоящее время — разработанные Торсуновым, Макаренко. Эти два автора в некоторых аспектах придерживаются одинаковых мнений, в других вопросах расходятся кардинально. Люди, изучающие пособия по воспитанию, зачастую не могут понять, что более подходит для их случая, а это становится фундаментом противоречий и недопонимания поколений.

Некоторые молодые родители, ознакомившись с популярными методиками воспитания ребенка, начинают вести себя с чадом слишком строго. Другие бросаются в противоположную крайность, дозволяя подрастающему поколению все, к чему его тянет. Это приводит к срывам и нарушению иерархии в семье. Люди перестают понимать друг друга, закладывается фундамент сложных психологических проблем. Классическое чередование кнута и пряника, как показывают наблюдения психологов, особенно слишком уж частое, не приводит ни к чему хорошему. Как заверяют специалисты, слишком часто подвергающийся наказанию ребенок растет злобным, склонным к мести. Избалованный же наверняка станет эгоистом.

Десять месяцев

Начиная с девяти месяцев жизнь ребенка становится все более осмысленной. Он начинает понимать отдельные слова, много контактирует со взрослыми, активно познает окружающий мир. Воспитанию ребенка до 1 года стоит уделить пристальное внимание.

Одной из важнейших стадий развития ребенка в данном «триместре» являются его попытки вставать на ножки и делать первые шаги сначала при помощи родителей, а потом и в одиночку. Именно эти попытки нужно как можно более активно поощрять. В голос восхищайтесь способностям крохи, заинтересовывайте его яркой игрушкой, придерживайте малыша за ручки при первых неумелых попытках.

Рацион ребенка в это время включает все больше новых продуктов: разнообразные кашки, мясные и рыбные легкие супы, паровые котлетки, большое количество фруктов и овощей, творог, кефир. Если малыш все еще питается материнским молоком, то важно, чтобы его доля была не более четверти от общего объема потребляемой пищи. Конечно, главное в этот период – соблюдать строгий режим питания и следить, чтобы в рационе было достаточно витаминов и макро- и микроэлементов. Промежуток между кормлениями остается все еще небольшим – в среднем, 3-4 часа.

Одиннадцать месяцев

Развитие малыша идет быстрыми темпами, а потому важно не упустить ни минуты! В 10 месяцев следует уделить внимание физическому развитию крохи. Постепенно можно приучать малыша к закаливанию. Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной.

Полноценное развитие и воспитание ребенка в 11 месяцев невозможно без тесного общения со своими родителями и другими близкими взрослыми людьми. Чтение коротких детских сказок и стихов, комментирование окружающих событий и явлений, придумывание небольших диалогов между куклами является хорошим залогом правильной и красивой речи малыша в будущем.

Не стоит подражать детскому агуканью крохи и стараться говорить с ним в похожем стиле. Ребенок еще не понимает, какое произношение является правильным, а потому будет запоминать, а потом и воспроизводить «сюсюкающие» звуки.

Шалва Амонашвили – педагогика гуманизма

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили смог разработать свою воспитательную концепцию, главная мысль которой – гуманное отношение к детям дошкольного и школьного возраста. Немаловажный нюанс – сотрудничество взрослого и ребенка на равных позициях. По словам автора, ребенок – это личность, которая требует к себе уважения. Данную методику можно назвать уникальной, не похожей на остальные.

Амонашвили представляет к вниманию близких для ребенка взрослых свод правил, которыми стоит руководствоваться при воспитании и обучении детей. Самое главное – отсутствие принуждения и контроля. Основная мысль автора – нет плохих детей, присутствуют лишь родители и учителя, которые неправильно их воспитывают, не способны грамотно сформулировать требования.

Двенадцатый месяц. Ребенку год.

Приближаясь к годовалому возрасту, ребенок учится все более сложным вещам. Так, например, малыш уже должен суметь показать многие части своего тела, различать предметы по форме (кубики, мячики, дудочку), откликаться на свое имя, играть со своими игрушками так, как это положено. В этот период можно начинать приучать карапуза самостоятельно кушать – сначала руками, потом с помощью ложки, пить малыш должен уже не из бутылочки, а из кружки.

Важное место в воспитании детей до года занимает выработка правильного отношения карапуза на те или иные запреты. Для пресечения неправильных действий нужно использовать строгое «нельзя», тут же необходимо объяснять ребенку, почему именно ему это нельзя делать.

Малыш к годовалому возрасту должен уже уверенно держать в руках крупные предметы, различать довольно тихие звуки и интересоваться необычными действиями родителей. На пользу пойдут кукольные спектакли и совместные просмотры добрых музыкальных сказок.

Безусловно, родителям придется столкнуться со множеством трудностей, прежде чем ребенок вырастет самостоятельным и умным человеком, однако советы врачей, психологов, бабушек, в конце концов, и соответствующей литературы сделают свое дело. Ну а пока малышу лишь год, нужно радоваться каждой минуте его жизни, вместе переживать первые победы и неудачи и радоваться от того, что ваш ребенок – замечательный.

Подкрепление

Одна из перспективных методик воспитания детей дошкольного возраста названа «позитивным подкреплением». Она предполагает некоторые совершаемые родителями действия, которые являются ответом на поступок чада. Кроме положительного, подкрепление может быть негативным – это замечания и выговоры. Позитивное, в свою очередь, является похвалой, некоторым позитивным поступком. Например, таким подкреплением может выступать подарок, дополнительный просмотр любимого ребенком мультфильма. Позитивное подкрепление работает за счет возможности выражать соответствующие эмоции, обусловленные некоторым совершенным чадом действием. Если ребенок сделал что-то полезное, позитивное, он заслуживает похвалы. Его нужно поцеловать, дать ему что-то приятное, выразить благодарность другим способом, обнять. Самое важное, чтобы малыш понял, что он хороший, потому что сделал нечто позитивное. Такая реакция родителя станет причиной положительных ощущений, эмоционального подъема, поэтому будет стимулом.

В теории методики воспитания детей дошкольного возраста негативное подкрепление объясняется необходимостью демонстрации малолетнему отрицательной реакции на совершенное плохое действие. Можно укорять малыша, можно делать ему замечания. При достаточно серьезном проступке можно наказывать ребенка, однако в рамках разумного. Наказания бывают разными. Довольно эффективный способ – тайм-аут, пауза, на период которой малолетнего оставляют в одиночестве. В это время запрещено что-то делать, играть, общаться. В прежние времена наказывали, ставя в угол, даже отводилось специальное место в доме. Ребенок, попав сюда, сразу осознавал, что совершил нечто плохое. Поскольку пребывание затягивается на некоторое время, а заняться нечем, чадо впадает в раздумья относительно того, почему его наказали за совершенное, что было сделано плохого и как нужно было поступить правильно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее